2 июня, 2020

Изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июня 2020 года

https://news-med.ru/wp-content/uploads/2020/06/44-fz-3.jpg

Первого июня произошли изменения в ряде статей Федерального закона № 44-ФЗ.

В первую очередь был скорректирован порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств. Требования предоставления такого обеспечения теперь становится правом заказчика, а не его обязанностью. Это требование можно зафиксировать в извещение документации закупки, проекте контракта при условии установления требования к таким обязательствам при описании объекта закупки. Размер такого обеспечения не будет превышать 10% НМЦК.

До 1 июля гарантийные обязательства по контракту составляли от 5 до 30 процентов от суммы госконтракта, то есть выигрывая тендер, участник был обязан оплатить денежное обеспечение контракта, которое могло составить до 30% от суммы ГК. Деньги возвращались по факту выполнения контракта.

Конечно никакой бизнес не может позволить себе оплачивать такие гарантии, и на помощь пришли банки. Невозвратную банковскую гарантию можно приобрести в среднем за 2-5% от суммы обеспечения контракта (дополнительные затраты в размере до 1.5% от суммы контракта, упавшие на плечи поставщиков).

Теперь минимальное предельное значение размера обеспечения исполнения контракта снижено с 5% до 0,5%, вероятно таким образом законодатели пытаются снизить нагрузку на малый бизнес, утопающий в куче бумаг и банковских гарантий.

 К тому же, если в части выплат аванса требуется казначейское сопровождение, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от размера НМЦК (не более 10%), либо от цены контракта, заключенного по результатам процедуры среди СМП, СОНКО, за вычетом размера аванса.

В специальной части ФЗ в связи с распространением коронавирусной инфекции отметили, что появится возможность изменения размера авансирования в контракт без необходимости решения органа власти соответствующего уровня, что тормозило заключение срочных контрактов по закупке оборудования для борьбы с COVID19.

Увеличился ценовой диапазона одной прямой закупки у единственного поставщика с 300 до 600 тыс. рублей. Также увеличилась квота с 5 до 10% от совокупного годового объема таких закупок. Данные изменения также давно ожидались бизнесом. Все выглядит так, будто Правительство ослабляет вожжи и дает возможность заказчику распоряжаться деньгами в более закрытом режиме, но во что это выльется покажут лишь только проверки счетной палаты РФ.

Также в рамках 44 ФЗ широкое понятие «российская кредитная организация» будет заменено на «банк». Теперь не каждая кредитная организация сможет выдавать банковские гарантии, будет создан новый реестр, и возможно это повлечет ряд трудностей с подписаниями текущих государственных контрактов.

В целом июньские поправки от 1 июня 2020 года носят положительный характер и для поставщиков, и для заказчиков.

Снижение доли прибыли банковского сектора в государственных закупках воспринимается как новая возможность экономить бюджетные средства, или как возможность повысить норму прибыли участников торгов.

Часть обязательных к исполнению пунктов перешли в раздел «рекомендаций», расширились полномочия по заключению контрактов с единственным поставщиком, что также может положительно сказаться на решении срочных вопросов «здесь и сейчас», но не отменяет возможных последствий.