2 ноября, 2020

Планируемые основные изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ в условиях проведения запроса котировок

https://news-med.ru/wp-content/uploads/2020/11/htb1kgfupjtpk1rjszkp7613upxae.png

На официальном сайте Минфина РФ ранее был опубликован проект изменений в положения Федерального закона № 44-ФЗ. В проекте предложена схема масштабной оптимизации закупок, затрагивающая один из способов определения поставщика, а точнее запрос котировок.

Запрос котировок — это способ размещения заказа, победителем которого признается поставщик, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным требованиям. Оператор электронной площадки ранжирует участников в зависимости от цены контракта, котировочной комиссия составляет протокол на бумажном носителе. Но несмотря на то, что этот способ определения поставщика относительно быстрый и простой, существуют ограничения, прописанные в 44-ФЗ.

Условия проведения запроса котировок установленные в 44-ФЗ:

  • Запрос котировок можно проводить лишь в том случае, если начальная(максимальная) цена контракта не превышает 500  тыс. руб.;
  • Лимит запросов котировок в размере, не превышающем 10% от совокупного годового объема закупок;
  • Отсутствие возможности установления условий об обеспечении заявки;
  • Отсутствие механизма, по которому с учетом соглашения сторон, возможно увеличение количества поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта.

Почти все приведенные выше ограничения делают запрос котировок маловостребованным способом определения поставщика. В основном предпочтение отдается электронному аукциону, правила проведения которого фактически восполняют существующие недостатки запроса котировок (сопоставимые сроки проведения, возможность заблаговременного включения условия об увеличение количества поставляемого товара в документацию о закупке), сохраняя при этом условие выбора победителя на основании единственного критерия – цены контракта. 

Небольшое количество объявленных запросов котировок демонстрируют необходимость совершенствовании правил проведения этого способа выбора поставщика. На сегодняшний день уже существуют два пути дальнейшей модернизации, либо по проекту изменений в положения 44-ФЗ, либо в соответствии с реформой 449-ФЗ.

Проект изменений в положения 44-ФЗ:

  • Запрос котировок проводится если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
  • Изменения в извещение вносятся не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок, но с обязательным условием о продлении срока подачи заявок таким образом, чтобы со дня внесения изменений до даты окончания срока подачи заявок срок составлял не менее 3 дней;
  • Денежные средства перечисляются в качестве оплаты исполненного контракта (либо этапа контракта) только на реквизиты счета представленные в заявке на участие;
  • Копии документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованию установленному в п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ, предоставляются в обязательном порядке;
  • Случаи, когда заказчик устанавливает требование об обеспечении заявки на участие: если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн. руб., тогда заказчик вправе такое требование не устанавливать; если превышает – обязан установить;
  • Основания для отклонения заявки прописанные в проекте: выявление отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с данным пунктом; в случаях, предусмотренных ч.6 ст. 5 44-ФЗ (основания для отказа в принятии банковской гарантии);
  • Правила заключения договора и запрет на формирование протокола разногласий – как в 449-ФЗ.
  • Заказчик вправе осуществить новую закупку либо продлить срок подачи заявок не менее чем на три рабочих дня со дня признания закупки несостоявшейся по причине: отсутствия поданных заявок; отклонения всех поданных заявок по результатам их рассмотрения; признания всех участников закупки (за исключением предусмотренных законом случаев, когда участник закупки отозвал свою заявку) уклонившимися от заключения контракта;
  • Заказчик вправе осуществить новую закупку либо осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ, если по результатам продления запрос котировок вновь будет признан несостоявшимся по вышеуказанным основаниям.

Одно из ключевых изменений предлагаемое ведомством – сокращение количества способов определения поставщиков. В то время как осуществление закупок путем запросов котировок в новой концепции сохраняется с доработанными условиями проведения.

В ряде случаев заказчик будет вправе проводить запрос котировок вне зависимости от размера начальной (максимальной) цены контракта. Такие основания появляются в том числе в связи с исключением из 44-ФЗ запроса предложений, а именно: закупки заказчика, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства; закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено на основании ч.8 ст.95 44-ФЗ; закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об отмене результатов определения поставщика на поставку таких товаров, либо судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта, или принято решение о расторжении контракта на поставку таких товаров, либо ранее заключенный контракт на поставку таких товаров расторгнут.

Корректировки процедуры запроса котировок 449-ФЗ:

  • Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок, равно как и сейчас, при закупке абсолютно любых товаров, работ или услуг.
  • Срок подачи заявок составит от четырех рабочих дней, исключено условие о продлении такого срока в случае признания запроса котировок несостоявшимся;
  • Контракт будет заключен даже при наличии единственной заявки, соответствующей всем предъявляемым требованиям, с этим участником будет заключаться контракт как с единственным поставщиком в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Если ни одной заявки не поступит, либо все поступившие заявки будут отклонены, тогда заказчику потребуется провести новую закупку;
  • Отмена закупки по решению заказчика предусмотрена не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • Возможность внесения изменений в извещение после объявления процедуры не допускается;
  • Сроки заключения контракта сократятся. Предусмотрено, что заказчик будет направлять проект контракта победителю не позднее трех часов с момента размещения протокола подведения итогов, а победитель должен будет подписать его не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от заказчика. После получения подписанного победителем контракта заказчик должен будет подписать его также не позднее одного рабочего дня. В общей сложности контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня после размещения итогового протокола; 
  • Формирование протокола разногласий будет исключено;
  • Котировочная комиссия заказчика будет присваивать присвоение порядковых номеров в порядке возрастания цены контракта участникам закупки;
  • Протокол на бумажном носителе сменится цифровым форматом;
  • Подписание электронной формы протокола будет проводиться индивидуальной персональной усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • Заказчик будет обязан обеспечить электронную подпись на каждого члена комиссии, после чего зарегистрировать таких лиц в ЕИС в качестве пользователей, уполномоченных на осуществление действий от имени заказчика.

Итого в обоих представленных вариантах есть пункт об увеличении начальной(максимальной) цены контракта, которое обосновано запланированным вступлением в силу с той же даты новых правил осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с ч.12 ст.93 44-ФЗ, которые должны будут предоставить заказчикам возможность закупать товары на сумму не превышающую 3 млн. руб. посредством электронных магазинов. Т.к. указанный механизм не распространяется на закупки работ и услуг, новый запрос котировок в электронной форме будет это компенсировать.

Лимит запросов котировок в размере, не превышающем 10% от совокупного годового объема закупок остается лишь в варианте 449-ФЗ. Однако вступление в силу обновленных правил уже неоднократно переносили. Актуальной датой рассмотрения новых условий проведения запроса котировок 449-ФЗ остается 1 апреля 2021 года. 

Оптимизационный пакет поправок 44-ФЗ предлагает значительно больший объем изменений в части проведения рассматриваемой процедуры. Предполагается, что рассмотрение указанного законопроекта в Государственной Думе будет осуществляться в рамках заседания осенней сессии.