5 июня, 2020

Похороны нижегородской радиологии

https://news-med.ru/wp-content/uploads/2020/06/uskoritel-2.jpeg

Еще недавно Онкологический центр в Нижегородской области считался признанным передовиком в области радиотерапии в Приволжском федеральном округе, благодаря современному оборудованию, закупленному в рамках первой онкологической программы «Борьба с онкологическими заболеваниями в Нижегородской области».

Специалистами онкодиспансера были освоены самые передовые методики лечения, включая радиохирургию и стереотаксическую лучевую терапию, в следствии чего были спасены десятки жизней нижегородцев и жителей области.

Но, к сожалению, дальнейшим планам развития диспансера по направлению радиология, которые были выстроены за счет Федеральных субсидий предыдущей администрацией региона, не суждено сбыться. Поскольку новые «эффективные менеджеры» из столичного региона привезли с собой новомодную идею государственно-частного партнерства (далее — ГЧП).

Уже состоявшийся аукцион на закупку современного оборудования в мае этого года был отменен региональным УФАС, признавшим стандартный проект контракта, подготовленный контрактной службой, не соответствующим требованиям законодательства. Столь предвзятое отношение к одной из множества государственных закупок можно счесть случайностью, но вероятнее всего московские лоббисты нашли очередную лазейку в законодательстве.

Суть этого способа поддержки развития общественной инфраструктуры (ГЧП) заключается в привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом. То есть — замещение бизнесом государственных функций. За счет государства, конечно же.

Звучит красиво, но возвращаясь к реалиям Нижегородской области мы можем заметить, что там вместо поставки так необходимого радиотерапевтического оборудования за Федеральные деньги (регион не платит из своего бюджета), будет предложена поставка оборудования за частные деньги, но в рассрочку.

То есть в конечном итоге выбранная московская компания-оператор вернет все затраченные средства из регионального фонда ОМС. Никакой бизнес не работает в убыток, и высокооплачиваемые московские менеджеры должны не просто окупиться за счет региона, но и неплохо заработать. По самым скромным подсчетам можно увидеть следующую арифметику: сейчас регион мог бы получить около 450 млн. рублей целевых средств на развитие службы радиологии, а после «эффективной» ГЧП программы долг регионального ОМС (деньги жителей Нижегородской области) перед частным назначенным оператором может достичь 1 млрд. рублей по прошествии десяти лет.

Да, десять (10) лет регион будет выплачивать проценты без возможности дополнительного приобретения современного оборудования, ведь все квоты на лечение будут отданы частной клинике.

Также помимо денежных вопросов, пугает судьба коллектива врачей и специалистов. Ведь именно они на протяжении последнего десятилетия показали выдающиеся результаты в освоении самых современных методик. Не секрет, что оператор ГЧП проектов приходит со своей командой специалистов (в основном менеджеров) основная задача которых как можно скорее «отбить» проект, а существующие специалисты обычно остаются не в удел.

Как видно, кому-то очень хочется прибрать к себе лакомый кусочек болезненной и жизненно необходимой инфраструктуры и нажиться на горе пациентов.

Очень печально, что столь благие начинания и значительные успехи в области лечения онкологических пациентов выльются в мучительную процедуру коммерциализации целого радиологического направления, с последующим угасанием по факту исчерпания возможностей поставленного оборудования.